Блог

Пиноккио Борисова Юхананова и Андрея Вишневского

Культурным событием ушедшего года мы смело можем назвать знакомство с диптихом Бориса ЮХАНАНОВА по пьесе Андрея ВИШНЕВСКОГО – «ПИНОККИО. ЛЕС» и «ПИНОКККИО. ТЕАТР» – философской сказкой о рождении деревянного человечка, которому пришлось сгореть, чтобы снова ожить, и пришлось увидеть театр, чтобы полюбить его больше жизни.

Вопросы нашей осенней Международной школы «Весь в отца» - как стать человеком, что означает «стать человеком», какой путь нужно для этого пройти и от кого ждать помощи – задаются на сцене Электоротеатра Станиславский.

Сквозная линия спектакля исполнена двумя актрисами, Марией Беляевой и Светланой Найденовой, не как дуэт, но как игру в единое существо, разговаривающее на разные, хотя и очень похожие, голоса и обладающее одним, детским и чистым сознанием.

Первый спектакль проекта «Пиноккио» – «Пиноккио. Лес»
Оксана Старостина, психоаналитический психотерапевт (Центр Август), кандидат ОДПП, поделилась своими впечатлениями:

«Если вы сюда пришли, главное - не запутаться, какой Лес вокруг вас? Лес Владимира Бибихина - чужбина, сквозь которую проглянет родина, и от которой чего ждать? Оберет ли до нитки или согреет у вечно пылающего очага? Или вы вступили в Лес Эрнста Юнгера, в убежище от произвола тех, кто творит беззаконие?..

Сколько героев, столько и Лесов.

Лес, из которого выходит новорожденный Пиноккио, напутствует его, но вряд ли добрым напутствием. Не разобрать, что там, в шуме корявых веток: «Живи, малыш» или «Умри, выбл..к». Корни его матери крепко держат ее, и не последует она за сыном. И нема она лесной немотой. А отец? Он так старался, но какой плохой пригляд за Пиноккио. Не мудрено умом тронуться от столь смутного начала. Да и что началось? Что-то чуждое во мне или это все еще я? И как понять этого отца – властителя хлеба, но где он, хлеб? Властителя тела, которое, конечно же, принадлежит деревянному человечку. Но случись тебе уснуть у ласкового очага и случайно сгореть дотла – и отец может и не вырезать новые ножки. Ну, а как еще удержать дома непослушного сына?

Сместите фокус, пусть его не будет. Пусть двоится в глазах. И раскроется маленький ротик – или злобная пасть Сверчка, которая говорит, что плоть твоя – подходящий дом для его личинок. Милая девушка обещала принести волшебных яств, так откуда же взялась ведьма с ушатом воды? Будь бдителен, Пиноккио! Быстро думай, куда бежать от такого гостеприимства? Обратно в Лес? Едва ли.

Так пойдемте в Театр, если вы смелы и готовы в растерянности вертеть головой и напрягать слух, совмещая двоящийся контур вещей и звуков, а это сложно, учитывая двоичную систему исчисления мира Пиноккио. И слишком много дыма и сильно пахнет подгоревшим беконом.

Вы плачете или смеетесь? Если нет у вас ответа на этот вопрос – значит, Вы в настоящем Лесу и в настоящем Театре, и имейте же достаточно веры, чтобы быть с Пиноккио до конца. И имейте достаточно храбрости, чтобы вступить в свой собственный Лес.

«Не включайте ваши телефоны и не снимайте нас, и не снимайте нас»».

Второй спектакль проекта «Пиноккио» – «Пиноккио. Театр»

Спектакль-лауреат национальной театральной премии «Золотая маска — 2021» в номинациях «Лучший спектакль в драме» и «Лучшая работа художника по костюмам» (Анастасия Нефёдова). А также был представлен в номинациях за лучшую работу режиссера (Борис Юхананов), лучшую работу художника (Юрий Хариков), лучшую работу художника по свету (Юрий Хариков, Сергей Васильев, Алексей Наумов) и лучшую женскую роль (Светлана Найденова, Мария Беляева).

«Весь мир – театр, а люди все – актеры», говорил Шекспир голосом своего героя. В случае «Пиноккио» - театр, это каждый человек, который проходит через все его семь слоев осматриваясь и озираясь в поисках своего места.

Вторая часть спектакля, «Пиноккио. Театр», действительно посвящена театру – многоэтажному организму, полному как сакрального, так и профанного. Театр пугает наивных близнецов, но еще сильнее – очаровывает. Обученные итальянским мастером Алессио Нардином дель артевской пластике, актрисы, исполняющие роли Пиноккио, щебечут в унисон, то и дело ставя в тупик окружающих, циничных или заблудших созданий срединного мира. В «Театре» у каждого из актеров (а в «Пиноккио» занята практически вся труппа театра) есть свой бенефис, своя доза театрального кайфа. Мы видим коллекцию всевозможных стилей и жанров – от психологического театра до буффонады, в которые с наслаждением играют старые и молодые, опытные и новички, все, кто отравлен театром как ядом.

Мифологическая вселенная «Пиноккио» показывает рождение необыкновенного гомункула, который как будто бы прислан проверить мир на доверие и доброту. Но по пути мы оказываемся в таких эффектных и специально созданных мирах, что готовы забыть себя – как бывает в фантастических фильмах или с детьми, поглощенными сказкой. В этом смысле спектакль «Пиноккио» разговаривает со зрителем на очень разных языках, простом и сложном, философском и развлекательном, все для того, чтобы мы заново поверили в театр как в чудо.

Приятного вам просмотра

https://electrotheatre.ru/repertoire/spectacle/348tot ntrcn