Пример 1. Юваль, 17,5 лет, был направлен на лечения его консультантом школы. Консультант сомневался в способности Юваля выдержать предстоящую службу в армии. Хотя функциональное состояние Юваля было в норме, и он не демонстрировал никаких серьезных признаков эмоционального расстройства, тем не менее он чувствовал тревогу за свое ближайшее будущее. У меня сложилось впечатление, что ему будет полезен психодинамический терапевтический подход. Я объяснил, что терапия - это длительный процесс, и Юваль ответил: "Я понимаю, но я ухожу в армию через три с половиной месяца. Я надеюсь, что смогу соответствовать армейским требованиям. Я подумал, что некоторая помощь мне будет полезна. Поэтому я пришел к вам"
Пример 2. Илана, 17-летняя учащаяся респектабельной городской средней школы, пришла ко мне по настоянию родителей, утверждавших, что "у нее всё плохо". В прошлом году ее состояние и поведение резко ухудшились. Она была привлекательным подростком, но одета была вызывающе и мало заботилась о личной гигиене. Она словно старалась заставить себя быть непривлекательной. Илана перестала интересоваться учебой, и ее прежде высокая успеваемость снизилась. Она много часов проводила вне дома и отказывалась говорить родителям, где она проводила время и с кем. Из того немногого, что им удалось выяснить, они решили, что она спуталась с детьми, которые не соответствовали ее образовательному и социальному уровню. По словам Иланы, родители считали ее «очень плохой девочкой». На встрече она призналась, что жизнь ее не такая уж радужная. Ее мучили сомнения относительно собственной идентичности, она задавалась вопросами о том, кто ее любит и что произойдет, если ее никто не полюбит, и она думала о тех, кого любила и симпатизировала. Она не была уверена в том, чего на самом деле хотела от себя, и не знала, чего боялась. Было довольно просто распознать у Иланы эмоциональный дистресс, выразить понимание, и указать на реальную необходимость лечения. Я предложил ей испытать терапию. Илана стала расспрашивать о том, как проходит лечение, что обсуждается, как долго это продолжается и т.д. Идея самонаблюдения и обмена мыслями, чувствами и представлениями была симпатична ей. Она любила говорить, думать и представлять. Когда я добавил, что это длительный процесс, она заявила: "Исключено. Я не стану ездить сюда год или два. Почему так долго? Что можно тут так долго говорить? Это исключено. Я не сумасшедшая." Она ушла, не став планировать следующую сессию. Я понял, что упустил потенциальный прорыв.
По собственной просьбе Офер (возраст 17,5 лет) был направлен на лечение своими родителями после их консультации с его учителем. Хотя Офер не мог сказать, что это было, он чувствовал, что с ним что-то не так; что-то у него не так работает. Направление было обусловлено снижением его способности к концентрации и опасениями, связанными с предстоящей службой в армии. [В Израиле, служба в армии является обязательной и стала нормой. Почти все здоровые подростки в возрасте 18 лет должны отслужить в армии. Армия - это плавильный котел израильского общества, особенно для мальчиков в период их становления мужчинами. Во многих семьях и сообществах, мальчиков побуждают присоединяться к определенным элитным подразделениям, продолжая историю отцов и братьев, или - иногда - отвечая на их неудовлетворенные амбиции. Во многих случаях, мораторий, необходимый для спокойной проработки подростковых трудностей развития, сопряжен со стрессом, вызванным этими нормами и стандартами мужественности.]
На предварительной встрече с родителями Офера была собрана следующая информация:
Из троих детей в семье Офер был средним. Его старшему брату Эялю было 23 года, младшей сестре Зиги - 14 лет.
Отец Офера, Реувен, был 47-летним инженером-строителем и старшим офицером резервной армии. Родился в седьмом поколении израильской семьи, вырос в Иерусалиме и учился в государственной образовательной системе. Реувен служил в боевом подразделении армии. Реувен был харизматичным и напористым.
Мать Офера, Дина, была 46-летней уроженкой Израиля, потомком жертв Холокоста, встретившихся в Израиле после эмиграции из Европы. В настоящее время она является заместителем директора школы.
Старший брат Офера, Эяль, служил в элитном воинском подразделении. Он был замечательным студентом в престижном вузе, в том самом вузе, который он посещает теперь. Эяль был успешным во всех отношениях.
Офера родители характеризовали как типичного среднего ребенка. Он был уязвимым, не знающим своего положения в семье и, возможно, за ее пределами. Они считали его талантливым и не видели причин того, почему он должен уступать в достижениях Эялю: "Все, что мы дали Эялю, мы также дали и Оферу." Офер и Эяль были в очень хороших отношениях.
Офер чувствовал близость к Эялю, идентифицировался с ним и подражал ему.
На мои вопросы Офер отвечал откровенно, охотно и точно. Мне было комфортно, и я чувствовал быстрое формирование рабочего альянса.
Офер помнил, что хотел быстрее вырасти. Он хотел ходить в школу "как Эяль". Он хотел бы освоить дзю-до "как Эяль".
Офер был в очень близких отношениях со своими школьными друзьями детства, он имел опыт с девушками, в 16 лет у него были сексуальные отношения.
Он описал своих родителей как теплых, любящих и щедрых людей.