Наташа готовится стать матерью первого ребенка. Последующие два года будут для нее такими же напряженными, как и роды. Вскоре ее новорожденный ребенок - Дэмиен превратится в малыша, который может ходить и говорить играть и размышлять. Ребенок трансформирует и свою семью.
Спустя месяц после рождения Дэмиена в 1998 году жизнь его матери полностью изменилась.
Наташа:
«Я даже предположить не могла, что вся моя жизнь перевернется с ног на голову, для меня ничего не существует в жизни, кроме него, я не могу думать ни о чем, кроме Дэмиена».
Родители Дэмиена дали согласие на то, чтобы посторонний человек, наблюдатель, посещал их семью и наблюдал за изменениями, происходящими в развитии Дэмиена в течение этих значимых лет его жизни. Максин Деннис учится на психотерапевта, она посещает обучающие семинары и будет вести наблюдения в семье Дэмиена с целью изучения его развития в рамках программы обучения.
Другие специалисты, включая психоаналитиков, детских психиатров и социальных работников в процессе своей профессиональной подготовки также посещают этот курс по обучению наблюдению. Идея заключается в том, чтобы наблюдать за повседневной жизнью обычной семьи.
Максин Деннис:
«Для наблюдения мы выбираем совершенно обычную семью, которая заинтересована в изучении развития младенца. Мы не выбираем какие-то особые семьи или семьи с какими-либо необычными запросами».
Как правило, в ходе наблюдения за младенцами мы соблюдаем конфиденциальность в отношении семьи. Но в данном случае, в рамках обучающей программы, БиБиСи сняла документальный фильм, записывая все визиты Максин на камеру. Весь год она посещала семью Дэмиена один раз в неделю и наблюдала за ребенком в течение часа.
Впервые наблюдение за младенцами было предпринято детскими психотерапевтами в Тавистокской Клинике в Лондоне более 50 лет назад.
Максин посещала семинары в этой клинике.
Семинары проводятся раз в неделю, в ходе этих занятий детально обсуждается каждое посещение.
Максин:
«Ребенок громко кричал, махая ручками и ножками, будто борясь с воздухом, до тех пор, пока не вернулась Наташа с бутылочкой для кормления.
Мать сообщила, что Дэмиена мучили газы вчера и сегодня, и в связи с этим он меньше спал».
Участники семинара никогда не увидят Дэмиена, но, благодаря обсуждению записей Максин, студенты получат колоссальный объем знаний о его интеллектуальном и физическом развитии. Они следят за его эмоциональным и психологическим прогрессом с особым интересом.
Маргарет Растин (руководитель семинара):
«Наблюдатель должен стараться обратить основное внимание на то, как формируется (конструируется) психика ребенка в повседневной активности. Психика ребенка формируется на базе опыта».
Наблюдатель приходит всегда в одно и то же время и находится в семье в течение одного часа, независимо от того, что там происходит в этот момент. Иногда Максин приходилось просто наблюдать, как Дэмиен спит.
Наташа:
«Я иногда думаю, когда она сидит и наблюдает, на что она обращает внимание, что ее может интересовать, ведь это мой ребенок, и для меня все интересно, я умиляюсь, когда он спит, и это важно для меня, но что она может увидеть, например, когда он спит".
Но внимательный наблюдатель может увидеть многое. Например, когда Дэмиену было 9 месяцев, Максин заметила, что, когда он спал, его движения и выражение лица менялись в ответ на звуки, которые издавал его отец в соседней комнате.
Консультант, детский психотерапевт Хэмиш Кэнхэм посмотрел фильм, снятый БиБиСи, а также ознакомился с отчетом наблюдателя. Он отметил несколько моментов, когда выражение лица Дэмиена менялось в ответ на голос его отца.
Хэмиш:
«Я отметил один особенно интересный момент: когда в соседней комнате послышалось насвистывание отца Дэмиена, который в этот момент крепко спал, мы могли заметить, что этот звук будто проникал в него, и его плечи начинали подергиваться, и на лице появлялась улыбка. Это выглядело так, будто свист его отца, даже во время сна, вселял в него уверенность, что все вокруг в порядке, и он может чувствовать себя в безопасности.
Вот это именно те самые моменты повседневной жизни ребенка, которые наблюдатель должен отметить, и ради которых он там находится.
Если внимательно рассмотреть подобные эпизоды, их смысл может оказаться очень важным. Суть наблюдения за младенцами заключается именно в том, чтобы раскрыть эти короткие моменты, которые на первый взгляд могут показаться незначительными и пройти незамеченными, если вы ждете чего-то необычного или экстраординарного. Ведь именно наш повседневный опыт создает нас такими людьми, какими мы становимся».
Наблюдатель должен обращать пристальное внимание на все детали и отмечать как можно большее количество мельчайших подробностей. Например, когда Дэмиену было 4 недели, Максин отмечала, как двигались его ручки и ножки. Участники семинара пытались понять, какую информацию о накопленном опыте ребенка можно почерпнуть, наблюдая за его движениями.
Маргарет:
«Ребенок много потягивается, тем самым, как будто знакомится со своим телом, старается прочувствовать себя изнутри, будто пытаясь узнать протяженность своего тела, проверить свои силы».
Максин:
«В этом есть что-то очень деликатное, очень тонкое, как будто ребенок исследует себя до мельчайших деталей»
Участники семинара предположили, что, возможно, эти движения являются отражением его взаимоотношений с матерью. Движения Дэмиена напоминают нежные похлопывания его матери по щечке, когда она пытается понять, достаточно ли он поел. Это тоже своеобразный деликатный способ, которым мать исследует своего ребенка.
Идея, которая обсуждается здесь, заключается в том, что отношение ребенка к своему телу, возможно, является отражением его опыта физической заботы его матери о нем. Психотерапевты описывают это как процесс очень ранней идентификации на соматическом, или телесном, уровне. В такие моменты наблюдатель должен сосредоточить свое внимание на довербальном взаимодействии и постараться выразить его в словах.
Хэмиш:
«Мы должны обращать внимание на любые изменения интонации голоса, выражения лица, на элементы игры, так как они могут нести в себе огромный смысл.
Наблюдателю необходимо настроиться на эти невербальные виды коммуникации, о которых люди, возможно, ничего не знают, но которые наблюдатель может очень отчетливо видеть».
Когда наблюдатели записывают свои отчеты о визитах, они должны дать как можно более точную и подробную информацию. Они включают в отчет свои мысли, которые пришли к ним во время наблюдения. Наблюдатели не могут вести записи во время наблюдения, поэтому должны научиться запоминать детали и последовательность событий.
Фильм
https://vimeo.com/ondemand/observationobserved/