Блог

Мысли о самоубийстве и суицидальные попытки

Гертруда Дим-Вилле - австрийский психоаналитик, детский и подростковый психотерапевт, профессор Клагенфуртского университета, тренинг-аналитик Венского психоаналитического общества и IPA, научный руководитель магистратуры PG MA в области психоаналитических исследований.

Представляем вашему вниманию главу из книги Г. Дим-Вилле  «Психоаналитическое понимание пубертата и подросткового возраста. Внутренний мир подростков и их родителей» ( изд-во Routledge, Лондон, 2021), посвященную подростковому суициду. 



Эту главу Гертруда Дим-Вилле представила на нашем онлайн семинаре в мае 2021 года.
Перевод статьи - Элина Зимина, психоаналитик, тренинг-аналитик. Член Московского психоаналитического общества (МПО), Международной психоаналитической ассоциации (IPA) и Общества психоаналитической психотерапии (ОПП)


Мысли о самоубийстве и суицидальные попытки


В этой главе я рассматриваю фантазии, мысли и попытки самоубийства с точки зрения психоанализа, чтобы понять не только, что происходит c подростками, помышляющими о самоубийстве, но и ситуацию людей, пытающихся им помочь.


Я не шевелюсь,
Мороз рисует цветок,
Роса создает звезду,
Колокол смерти,
Колокол смерти,

Кто-то скончался.
(Сильвия Плат)


К своему подростковому возрасту Сильвия Плат уже слышала колокольный звон смерти - возможно, со времени причинившей ей боль потери отца, который умер, когда ей было семь лет. Первую суицидальную попытку - и довольно серьезную - она предприняла, когда ей было шестнадцать. В своем полуавтобиографическом романе “Под стеклянным колпаком” (2013) она описывает, как тайком накопила снотворные таблетки, затем оставила в своей комнате записку с объяснением, почему ее нет, чтобы мать не искала ее. Она спряталась в подвале за поленницей дров, проглотила 50 таблеток снотворного и выжила лишь чудом, случайно обнаруженная там через три дня. В ее стихах мы видим внутреннюю борьбу между стремлением к смерти, как выражение ее отчаяния и депрессии, - и волей к жизни. Эту волю к жизни можно увидеть в самом способе ее многочисленных попыток самоубийства, бессознательно спланированных таким образом, чтобы быть спасенной. Но не всегда эта потребность функционировала в соответствии с (бессознательным) намерением. Так, Аль Альварес в своей книге о Сильвии Плат “Дикий бог” пишет: “Она, казалось, старалась, чтобы ее последняя суицидальная попытка не удалась. Но на этот раз все сложилось так, чтобы уничтожить ее.” (Альварес 1971, 50).



Сильвия Плат в 6 утра зашла в спальню к детям, поставила хлеб с маслом и два стакана молока у их кроватей, чтобы они могли что-нибудь съесть до прихода девушки-помощницы по хозяйству. Затем она вернулась на кухню, заткнула, как могла, двери и окна полотенцами, открыла духовку, засунула в нее голову и включила газ. Помощница по хозяйству приехала в 9 утра и позвонила в дверь, но никто ей не открыл. Житель квартиры этажом ниже глубоко спал из-за просочившегося газа и также ничего не слышал. Таким образом, дверь в квартиру была взломана только в 11 утра. Тело Плат было все еще теплым. Она оставила записку: “Пожалуйста, позвоните доктору Н.», - упомянув терапевта, которого она планировала посетить, и указав его номер телефона. Но было уже слишком поздно (Alvarez 1971, 51 ff).



Мысли о самоубийстве, как в случае Сильвии Плат, зачастую восходят к очень ранним травмирующим переживаниям или являются выражением эмоциональных конфликтов. В подростковом возрасте мысли о смерти играют особую роль – и часто трудно понять, насколько серьезную угрозу они представляют.



Подростковый возраст - время бурного физического и психического развития. Перестройка внутреннего мира подростка настолько драматична, что зачастую он не может размышлять об этом спокойно. Новые формы тела, половая зрелость, развитие физической силы, а также возможности, которые теперь предоставляет ему общество, позволяют подростку реализовать свои фантазии и бессознательные желания. Маленький ребенок, который фантазирует о сексуальном контакте или о том, чтобы иметь ребенка с родителем противоположного пола, каким-то образом понимает, что это нереально - что у мальчика нет такого большого пениса, как у отца, что отец не может зачать ребенка с девочкой, что желание победить или убить родителя-соперника не может осуществиться. Но для подростка все эти вещи физически возможны и вызывают большой страх - страх, связанный со всеми теми физическими изменениями, над которыми подросток не имеет никакого контроля: даже если он захочет остановить или обратить их вспять, он беспомощен. Огромная неуверенность в себе, наряду с вопросом “Кто я?”, может привести к вопросу “Хочу ли я жить так, как я живу сейчас?” Подросток теперь стал способен убить также себя. Я буду рассматривать эту особенную констелляцию. Вопросы “Кто я? Для чего я живу?” – это реальные вопросы с реальными требованиями. На бессознательном уровне они могут быть выражением чувства вины, вызванного бессознательным желанием наказания (см. Anderson, 2009). Прежде чем мы рассмотрим эту внутреннюю динамику более пристально, мы должны напомнить себе, что, как и в случае с маленьким ребенком, подростки (и взрослые, если уж на то пошло) считают себя виновными не только за свои плохие поступки, но и за то, что они совершили в своих фантазиях. Это связано с остатками магического мышления, действующего в маленьком ребенке - например, девочка может так злиться на свою мать, что хочет, чтобы она умерла, и затем чувствует себя виноватой, когда мать умирает в результате несчастного случая.

Читать статью полностью>>