Блог

Бессонница у подростков: взгляд французских психоаналитиков

Пубертатный период, с его гормональными, психологическими и поведенческими изменениями, оказывает влияние и на сон. В этот период часто сам подросток протестует против сна. Он использует любой предлог, чтобы избежать его: домашнее задание, телефонные разговоры с друзьями, телевизор, соцсети, видеоигры. Все эти "отвлекающие маневры" нарушают биологические ритмы и могут привести к перманентному дефициту сна. Во Франции 50% подростков жалуются на трудности засыпания и бессонницу.

Нарушения сна

Кроме общего неудовлетворенности от сна, его количеством и качеством, симптомы бессонницы заключается в
  • трудностях засыпания,
  • трудностях в поддержании сна,
  • раннем пробуждении,
  • сопротивлении отхождения к сну.

Люди, страдающие бессонницей, жалуются на усталость и отсутствие энергии, на дневную сонливость, когнитивные расстройства (внимание, сосредоточенность, память). Кроме того, отмечаются перепады настроения (раздражительность, тревога), поведенческие расстройства (гиперактивность, импульсивность, агрессивность), все это оказывает негативное влияние на обучение и общение. 

Психоаналитики Y. Abe и N. de Kernier, изучая проблему расстройства сна в подростковом возрасте, выявили взаимосвязь между жалобами на нарушения сна и увеличением частоты суицидальных настроений, иногда ведущих к суицидальному поведению.

Давайте рассмотрим нарушение сна в подростковом возрасте через призму психоанализа. Психоаналитическая модель нечасто используется в современных исследованиях нарушений сна несмотря на то, что сновидения являются центральной темой в психоанализе. Такой подход дополняет другие психологические, психиатрические и психоневрологические концепции, которые используются при изучении расстройств сна.

Сон как регрессия

Согласно теории психоанализа, сон играет основную структурирующую и организующую роль. Роль феномена сна – связывать психическую жизнь предыдущего дня с бессознательными фантазиями.
Фрейд указывал на вызванную сном регрессию, защитный механизм, при котором психика прибегает к возврату в детское состояние, чтобы снизить тревожность или разрешить конфликт. Регрессия, вызванная сном, является временной и инстинктивной. Во время сна организация Эго регрессирует к состоянию, близкому к Ид (бессознательному). На инстинктивном уровне, либидо регрессирует до состояния первичного нарциссизма. Ослабление механизма вытеснения во время сна поддерживает инстинктивную активность Ид (бессознательного), и это состояние порождает сновидения, в которых вытесненные желания удовлетворяются посредством галлюцинаций.

Исследования, проводимые французскими психоаналитиками, показывают, что хроническая бессонница может свидетельствовать о неспособности человека регрессировать к пассивной позиции из-за тревожности. То есть подросток настолько напряжен в повседневной жизни и настолько сильно переживает внутренние конфликты, что возникает бессонница, еще более усиливающая напряжение и тревогу.

Подростки склонны избегать регрессии, так как она сближает их с первичным объектом, матерью, от которого они стремятся дистанцироваться. Регрессия становится еще более непереносимой, если отношения с матерью были сопряжены с неудовлетворенностью, фрустрацией или, наоборот, с излишним возбуждением.  

Сон и ощущение пассивности

Кроме того, люди, страдающие бессонницей, иногда могут воспринимать сон как фантазийную угрозу смерти. «Засыпание – это критический момент для некоторых людей: человек, находясь в темноте, в одиночестве, вдали от внешнего мира, может ощутить страх смерти», беспомощность, инфантильный стресс, описанный Фрейдом, - состояние грудного младенца, всецело зависящего от других. Оно возникает как реакция на физические изменения подросткового периода. Изменения, происходящие с подростком в связи с его взрослением, не подконтрольны ему. Они вызывают ощущение пассивности, реактивируют чувство инфантильной беспомощности, которое, как считает подросток, уже ушло в прошлое. Подросток должен проработать это ощущение пассивности, чтобы трансформировать его.
Детский психоаналитик Виникотт подчеркивает, что подростку очень важно ощущать себя «реальным», живым, поэтому он может бессознательно испытывать страх перед сном и воспринимать сон, как состояние, близкое к беспомощности или смерти. Неосознанно избегая или сопротивляясь сну, подросток отказывается «умирать» символически - он должен противостоять ощущению «небытия» и убедить себя в том, что он живой и находится в состоянии бодрствования.

Сон и агрессия

Что же еще служит основой подростковой бессонницы? Французские исследователи связывают причину бессонницы подростков с трудностями проработки и связывания сексуального возбуждения и агрессивных импульсов.
Подросток подвергает себя телесным и психологическим испытаниям путем избегания промежуточного пространства сна. Последствия бессонницы (истощение, болезненное состояние, частые ночные пробуждения и обсессивное поведение, которое подросток использует для борьбы с сонливостью и тревожностью) – это часть подобных испытаний.
Психоаналитики считают подростковую бессонницу проявлением агрессивности, которая не находит выражения в словах и может спровоцировать склонность к разрушению.

Винникотт наглядно демонстрирует, как мир сновидений может сдерживать агрессию. У детей сны создают конструктивное пространство для проработки фантазий, связанных с разрушениями и убийствами. Учитывая важность сновидений в процессе проработки фантазий насилия, можно предположить, что происходит, когда деятельность сновидений затруднена.

Жалобы подростков на расстройства сна позволяют нам понять, что невыраженная деструктивная агрессия мешает засыпанию, меняет качество сна и не допускает сновидения, которые могут содержать насилие. Таким образом агрессивность, обращенная против самого себя, может усложнить засыпание. Засыпание подразумевает регрессию и снижение бдительности, позволяя переживаниям и тревогам выйти на поверхность. Согласно модели Фрейда, регрессия и ослабленная бдительность позволяют предсознательной мысли взять верх. Страх одиночества может сократить фазу быстрого сна и затруднять доступ к сновидениям. Интрапсихические конфликты, которые часто вызывают беспокойство, не могут быть разрешены, и ежедневные события не могут быть обработаны, что создает риск психического дисбаланса. Функция разряда, описанная Фрейдом, тоже оказывается затрудненной, она создает риск травматического переполнения. 

Чем более разрушительна агрессивность, тем труднее для подростка выразить ее словами. Безмолвное накопление этой агрессивности приводит к тому, что она обращается против самого подростка или приводит к смертельно опасной изоляции или жестокой разрядке в виде отыгрывания. 

Полное исследование опубликовано: Нейропсихиатрия (2017) Том 7, выпуск 2.