О психоанализе

Родители девятилетней Саши были очень озабочены изменившимся поведением девочки. Всегда веселая и общительная Саша стала агрессивной, замкнутой и плаксивой.
Казалось, что ее доброе расположение сохранилось только к новорожденной сестренке, что не могло не радовать
родителей.

Но все возрастающая тревога за здоровье и благополучие сестры стала отдельной проблемой в семье.
У Саши нарушился сон: ночами она часто просыпалась и приходила в спальню к родителям, проверяя, дышит ли сестра.
В этой проблеме было бы трудно разобраться, если бы мы не обращались к открытой Фрейдом части нашей психики – бессознательному. Оказалось, что это большая часть психики, которая скрыта от нашего сознания, существует по своим законам, не поддается логическому объяснению и оказывает на нас большое влияние.
Питер, мальчик четырех лет, который был неспособен играть, не мог переносить малейшие фрустрации, был робкий, жалобный и больше походил на девочку. Временами он проявлял агрессию и властно вел себя, был очень амбивалентный к своей семье и сильно фиксирован на матери. Все эти трудности возникли после того, как он некоторое время спал в одной комнате с родителями.

В кабинете аналитика Питер начал играть, сталкивая двух лошадок вместе, и повторял это действие с другими игрушками.
После интерпретации о том, что лошадки и другие вещи, которые сталкивались вместе, представляли собой людей, он вновь столкнул лошадок вместе, сказав, что они собираются спать, прикрыл их кубиками и добавил:
“Сейчас они совсем умерли, я их похоронил”.
В данной ситуации речь идет о бессознательном конфликте, который всегда присутствует в психике человека.

В зависимости от используемой психоаналитической теории, мы говорим о конфликте между инстинктами жизни и смерти, любовью и ненавистью, или между потребностями и желаниями с одной стороны, и требованиями реальности с другой. При этом центральную роль в психической жизни человека играют сексуальность и агрессивность.
Томасу было 17 лет, когда он поступил в клинику из-за приступов паники, настолько серьезных, что ему пришлось прервать обучение в школе. С терапевтом Томас пытался воссоздать близкие отношения, такие, которые у него были с матерью. Но он утратил этот контакт после ухода отца из семьи и появления отчима, мальчику тогда было 10 лет. Он одновременно испытал
чувство унижения и потери и возможность занять место мужчины около матери.
Теперь существующая эмоциональная близость между Томасом и терапевтом привела к появлению у него чувства вины, связанного с его желанием занимать особое, по сравнению с отцом, место внутри матери / терапевта.
Здесь мы наблюдаем феномен переноса раннего опыта отношений в терапевтическую ситуацию. Подобный механизм
действует в любых отношениях и является важным источником понимания психических процессов.
В случае работы с ребенком нам необходимо учитывать, что ребенок находиться в процессе развития и понимать особенности данной фазы. То, что для взрослого человека мы бы однозначно расценивали как патологию, для ребенка может быть проявлением возрастных особенностей. Занимаясь психоаналитической психотерапией детей, появляется возможность наблюдать, как детские фантазии и тревоги все еще действуют у взрослых, и оценить у маленького ребенка, каким может быть его будущее развитие. Сравнивая тяжело
больных, невротиков и нормальных детей, можно увидеть, что инфантильные тревоги психотической природы
являются причиной заболевания у взрослых невротиков.
Детская психоаналитическая терапия основана на тех же принципах, что и взрослая, но имеет некоторые особенности.

М.Кляйн писала, что одно из многих интересных и удивляющих переживаний начинающего детского аналитика состоит в том, что он обнаруживает даже у очень маленьких детей способность к инсайту, которая чаще даже больше, чем у взрослых. В некоторой степени это объясняется тем фактом, что связь между сознательным и бессознательным теснее у маленьких детей, чем у взрослых, и что инфантильные вытеснения менее мощные, а интеллектуальные способности детей часто недооцениваются и, фактически, они понимают больше, чем о них думают.
Спецификой переноса при работе с детьми является присутствие и большое значение реальных родителей в жизни ребенка.

Работа с родителями является неотъемлемой частью психотерапии ребенка. Что усложняет процесс и требует от терапевта особых навыков и умений

Как выглядит применение основного психоаналитического правила при работе с детьми?

Анализируя игру ребенка, можно наблюдать, как символизм позволяет ребенку переносить не только интерес, но также фантазии, тревоги и вину на объекты, отличные от людей. Таким образом, в игре ощущается большое облегчение, и это один из факторов, делающих ее столь важной для ребенка. Для маленьких детей игра, конечно, является аналогом свободных ассоциаций.